Соколов А.В.

 

КУЛЬТУРФУТУРОЛОГИЯ -

НОВЫЙ КУРС ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Курс футурологии культуры, названный культурфутурология, предлагается в отечественной высшей школе впервые. Он предназначен для студентов всех гуманитарных и обществоведческих факультетов. Цель курса - подготовить молодых специалистов к встрече с XXI в. Ею обусловлено его содержание:

1. Знакомство с проблематикой и методами футурологии как научной дисциплины. Культурфутурология как одна из дисциплин культуроведческого цикла наук. Предмет и познавательные задачи культурфутурологии. Виды футурологической деятельности и виды футурологических смыслов. Пророчества, утопии, прогнозы. Эволюция культуры и эволюция культурфутурологической деятельности. 

2. Обзор представлений о будущем в разные периоды эволюции культуры: миф, христианская эсхатология, фольклорная утопия, художественно-литературная утопия, научно-публицистическая утопия.

3. Анализ утопического мышления и его роли в духовной жизни античности, Возрождения, Просвещения, Нового времени. Сущность, функции и виды утопий. Утопия как противопоставленный настоящему вероятностный и идеализированный образ желаемого будущего. Отличие утопий от пророчеств, прогнозов и реальных программ. Социалистические, либеральные, консервативные утопии в Западной Европе и России XVI-XIX вв. Художественно-фантастические утопии в Западной Европе и в России. Антиутопии в литературе XX в. Образы XXI в. в современных научно-публицистических утопиях. Сопоставительный анализ и оценка различных концепций.

4. Рассмотрение глобальных проблем, угрожающих человечеству в XXI в. и возможностей их разрешения. Римский клуб и становление футурологии. Современное состояние футурологических исследований в мире. Основные глобальные проблемы: экологический кризис, демографический взрыв, истощение природных ресурсов, продовольственный кризис, социально-экономическая отсталость развивающихся стран, предотвращение ядерных конфликтов, геополитическая стабильность.

5. Конструирование оптимистических и пессимистических сценариев состояния культуры в XXI в. Библиотека в информационной системе XXI в.

Итоговый вывод: решающая роль в предотвращении угрозы самоуничтожения человечества принадлежит постнеокультурному человеку, задача формирования которого - главная забота неокультурных социальных институтов наших дней.

Курс является комплексным, он синтезирует положения социальной философии, культурологии, истории, экономики, литературоведения, социологии, обращается к произведениям классической литературы. Для усвоения курса достаточно подготовки в объеме средней общеобразовательной школы, поэтому он может преподаваться на любом курсе вуза. Курс рассчитан на 50 аудиторных часов, из которых 34 занимают лекции и 16 - семинарские занятия.

 

 

 

Hosted by uCoz